Основная информация
Собор Сан-Марко - центр сакральной и церемониальной жизни города. Никакое венецианское празднество не обходилось без мессы в Сан-Марко.
Первая церковь на этом месте, освященная во имя святого Марка, сгорела в конце X в. Воз¬ведение современного здания нача¬лось в 1063 г. , причем построили базилику в весьма ко¬роткий (по меркам того времени) срок - к 1071 г. Под фундамент были забиты десятки тысяч свай, сде¬ланных из лиственницы. Освящение сост¬оялось в 1094 г.
В течение следующих веков со¬оружение обретало новый скульп¬турный декор, одевалось в мрамор, порфир, яшму - захваченные вене¬цианцами трофеи шли на украшение базилики. Когда в XV в. работы завершились, стало трудно опреде¬лить, к какому стилю относится по¬стройка.
Экзотическая византийская архитектура базилики отражает сильные торговые связи венецианской лагуны с Востоком. Внешняя часть собора украшена мрамором, привезенным из Константинополя в 1204 г. Пять куполов базилики, которые формируют крышу, расположены в форме греческого креста. Внутренняя часть церкви с золотыми мозаиками на куполах и стенах и мраморными полами также производит сильное впечатление.
Главный портал с 1250 г. венчает знаменитая квадрига из позо¬лоченной бронзы, вывезенная крестоносцами с константинополь¬ского ипподрома. Кони Сан-Марко считаются произведением прославленного древнегреческого скульптора Лисиппа. В 1798 г. На¬полеон увез квадригу в Париж, откуда ее вернули в 1815 г. благодаря вмешательству Австрии. Сегодня подлинные кони Лисиппа экспони¬руется внутри СОБРа.
В конце XIV-начале XV в. тосканские мастера Николо и Пьетро Ламберти украсили фасад здания, установив остроконечные башни-беседки со скульптурными изобжениями (слева направо) архангелa Гавриила и евангелистов – Матфея с ангелом и Марка со львом, Иоанна с орлом и Луки с крылатым быком, а крайняя скульптурная группа представляет собой сцену Благовещения.
Статуя святого Марка возвышается в центре над главной аркой, ниже обвод арки украшают фигуры ангелов. В килевидной арке, на синем с золотыми звездами фоне - золотой крылатый лев.
Слева направо над входами: самая старая мозаика ХШ в. - «Перенос мощей св. Марка в собор» (собор изображен таким, каким он был в то время).
В соборе так много золота, что он получил прозвище «Золотая базилика». Наборный пол выполнен в XII в. византийскими мастерами. Три красные плиты отмечают место примирения Фридриха Барбароссы и папы Александра III. Веками Сан-Марко медленно, но верно погружается в землю. Сейчас сваи фундамента слегка выпирают, образую небольшие холмики (высотой до 30 см).
Особую ценность представляют собой 80 цветных эмалей со сценами из жизни Христа, Девы Марии и апостола Марка. Эмаль, изображающую Богоматерь, между императрицей и императором Византии, создана в 1118-1145 гг.
За небольшую плату (вход через атрий с правой стороны) можно подняться на балюстраду фасада базилики, откуда открывается живописный вид на площадь.