Основная информация
Нуоро (36 тыс. жителей) кажется на первый взгляд современным провинциальным горожом. Мимо центра проходит автострада, облик города определяют высотные дома, небольшие промышленные предприятия и ремесленные цеха. Трудно представить себе, что еще в 1920-е гг. это было крестьянское селение, описанное в книгах нобелевского лауреата Грации Делледы (1871-1936). Однако неприметный городок заслуживает посещения. Здесь можно осмотреть дом, где родилась Грация Деледда и энтографический музей, пройтись по проспекту Corso Garibaldi или совершить экскурсию на гору Монте-Ортобене.
Первое письменное упоминание о поселении на месте нынешнего города относится к XII в. Однако деревенским захолустьем Нуоро перестал быть лишь к XVIII в., когда сюда была перенесена епископская кафедра из Оттаны. Хотя сегодня Нуоро занимает значительную площадь, по всему своему облику кажется маленьким городком.
Нуоро- столица одноименной провинции- считался средоточием дикой и опасной области Барбаджа. Только особые любители сардинского колорита получали удовольствие от мрачной атмосферы и замкнутости здешней жизни. Суровый, неприветливый пейзаж наложил свой отпечаток на характер местных жителей, как и сознание, что их провинция- самая заброшенная на острове, и без того не избалованном вниманием Италии. Доходы от промышленности и туризма провинция Нуоро стала получать значительно позднее, чем другие области Сардинии, и в то же время непопулярное здесь итальянское правительство десятилетиями игнорировало специфические нужды здешних рыбаков и крестьян.
Солдаты, карабинеры и судьи обеспечивали в Нуоро угодный Риму порядок и спокойствие, однако нередко сами становились жертвами недовольства и гнева населения. Поэтому итальянским чиновникам, служившим здесь, нередко приходилось сталкиваться с похищениями людей, грабежом, кровной местью и иными уголовными преступлениями. Сейчас социальная напряженность здесь, как и в других "бандитских гнездах" Барбаджи, значительно ослабела.
Достопримечательности:
1. Церковь Санта-Мария делле Грацие.
2. Собор Санта-Мария делла Неве. Сама по себе эта церковь XIX в. в неклассическом стиле не представляет ничего интересного, однако вид с терассы на меловые скалы Монте-Альбо вдали необыкновенно хорош.
3. Музей сардской народной жизни и традиций. (Museo della Vita e Музей находится в перестроенной паломнической церкви и обладает богатейшим собранием этнографических экспонатов на Сардинии. В 15 залах выставлены традиционные костюмы со всех частей острова, разнообразие и искусная отделка которых открывают целый пласт сардского народного искусства. Есть здесь и изделия ремесел и художественных промыслов, предметы пастушеского и крестьянского обихода, ювелирные изделия и украшения, а также народные музыкальные инструменты, в том числе знаменитая "лаунедда", духовой инструмент из трех скрепленных флейт. Другая интересная особенность музея - выставка сортов хлеба: от тончайшего "пане карасау", "нотного листа", как называют его пастухи, до хлеба их желудевой муки разнообразнейших форм и способов изготовления.
4. Государственный спелеоархеологический музей. Здесь стоит задержаться, чтобы не спеша рассмотреть как интереснейшие пещерные находки, так и археологический отдел с бронзовыми фигурами, наконечниками стрел, менгирами и полным женским скелетом бронзового века.
5. Площадь Сатты. Она названа в честь самого известного сардского поэта Себастьяно Сатта (1867-1914), который в своих лирических сборниках описывал пейзажи и жизнь Барбаджи.
6. Дом-музей Грации Деледды. В перестроенном под музей доме с уютным внутренним двором можно увидеть не только рукописи писательницы, фотографии, документы и письма, но и полностью сохранившуюся обстановку, принадлежавшую семье Деледда. Экспозиция дает живое представление о жизни буржуазной семьи в Нуоро в конце XIX в.
7. Ностра Синьора делла Солитудине.